Путевые заметки Xor'a

Читаем ранее:
— Крым. Год спустя. День 2
— Крым. Год спустя. День 1
— Крым. Год спустя. Введение.

Понедельник, 13-е июля

Мы выспались, проснулись поздно, в 9.

12.18 — начинаются горы! Яблочные и персиковые сады, поле выкорчеванных деревьев (фото). Едем в Бахчисарай (Бахчи — сад; сарай — дворец). Небольшой, очень уютный городишко. Маленькие домики — одно-двух этажные. Не успели мы подъехать к Ханскому дворцу, как нас заманили на парковку и содрали 20 грн.

Во дворце потрясающий дворик, садик, все очень красиво и ухожено. Долго решали идти на экскурсию по замку или нет, потом затесались в одну группу и посмотрели половину экскурсии. Зашли на платную территорию через решеточку, которую непредусмотрительные рабочие забыли закрыть. Потряс своим изяществом, утонченностью, историей Фонтан слез!

Покинув дворец мы отправились в пещерный город и монастырь. Дорога в пещеры достаточно длинная, идти приходилось в гору и по камням. Один раз свернули посмотреть татарские захоронения VI века.

Пещерный город Чуфут-Кале — первыми тут жили византийцы, осталась стена датирующаяся приблизительно VI веком. Позднее тут жил Золотоордынский хан. Здесь, в мавзолее, похоронена его дочь. Вид сверху, с вершины скал, на прекрасную зеленую долину — изумительный. Поиски ночлега оказались очень утомительными. По дороге видели лисичку и какого-то грызуна. Нашли местяк на пляже.

В конце истории про предыдущий день нашего путешествия, я писал как мы убегали от дождя посреди ночи. Посему утро у нас началось позже чем в предшествующие дни.

Когда я проснулся в первый раз, еще капал дождик. Но ни мочевой пузырь ни голод меня не поджимали, посему перевернувшись на другой бочок я продолжил посапывание. В итоге я все равно проснулся раньше всех и пошел изучать последствия нашего ночного переезда. Внутри машины — ХАОС! Все навалом, не ясно где чьи вещи и вообще где что искать. Посидел подумал, походил кругами, еще посидел подумал, плюнул на все и начал наслаждаться чистым воздухом без пыли, которая была прижата капельками к земле и еще не успела взлететь обратно.

Солнышко, которое изредка пробивалось сквозь тучки обещало не жаркий день.

Начали подтягиваться сони. Стали чего-то ходить кругами, не зная с чего начать разгребание «хаоса» в машине. Всем как-то было страшно становиться в авангард :) Вообщем решили начать с еды. Просто когда голодный, то кажется что на сытый желудок лучше думаться будет. Хотя опыт подсказывал обратное, но мы ему опять не поверили. Заварили мивинку (нуудлс) и с удовольствием ее съели, кажется закушав салом.

В целом, сало очень хороший и ходовой продукт в такого рода поездках. Долго не портится, дает необходимый жир для приготовления пищи, а если умудрились забыть соль — можно сошкрябать ее с сала :) В общем мега продукт!

После еды начали потихоньку собираться, вытягивая из завалов потерянные вещи. Не считая перепаковки багажника, мне как всегда было легче всего — ведь на водительское сидение хлама не накидаешь Бе-бе Вошкались долго, и, соответственно, выехали поздно. Но это вовсе не подпортило утро. У всех было отменное настроение, ведь мы спаслись от дождя (и неминуемого застревания на косе на несколько дней, если бы не сбежали /см. день 2/) и нам предстояла поездка в Бахчисарай!

На пол-пути я обращаю внимание на кучу противотанковых ёжиков выстроенных в поле. Останавливаюсь, беру фотик и иду через дорогу. Огромный фруктовый сад выкорчеван что называется с корнями! Сотни деревьев (вернее их остатки) лежат перевернутые вверх ногами. Зрелище завораживающее! Записюн Пивич не преминул воспользоваться остановкой для справления малой нужды :)

Сорри за качество панорамки, на фотошоп времени не было, а софт который был, вот так ее заблурил :(

Поехав дальше ощущаю что машинка начинает как-то не обычно ехать, затем осознаю что начались горы! То спуски, то подъемы. Класс! Еще никогда так по горам не ездил, разве что в Карпатах, но там спуски и подъемы не такие резкие. Вспоминаю правила езды со спусков. Пытаюсь вспомнить как правильно тормозить дабы не перегреть колодки с дисками. В общем, хоть я на курсах по вождению и пил пиво на задней парте с Федором, но что-то да запомнилось Вот так вот

Вначале переживали, как же мы найдем ханский дворец в городе. Но видимо весь город живет за счет туристов, так что везде стоят указатели.

Уже где-то на подъезде ко дворцу нас останавливает «человег» стоящий посреди дороги в жилетке с отражателями и каким-то стоп-сигналом в руках. Спрашивает: «Во дворец?». Я: «Да». Он: «Заезжайте пожалуйста на парковку, 20 грвн и идите во дворец». Ну, думаю, порядки тут такие. Заезжаю, плачу за парковку. Выходим все, пакуем фотики и т.п., подходим к этому человегу и спрашиваем: «Куда идти-то?». А он нам — а вот туда, метров 300 пройдите, увидите дворец. Тут я понял что нас жестоко нае… ли :) Позже я как бы осознал что тут почти все местные такие, и они очень нагло и настойчиво пытаются нажиться на глупых туристах.

Дело в том, что парковку можно было найти и ближе ко дворцу, и можно было бы еще и нашару припарковаться. Естественно никаких талончиков о парковке он не дал. Можно было вообще не останавливаться на размахивания его палочки, но уж больно убедителен был :)

Пройдя чуть вперед, уже ближе к дворцу, я увидел как паркуют другую машину за те же 20 грн, но на другой стоянке. Там съезд с дороги вниз. Съезд крутоват, ну машина брюхом по асфальту и протерлась. Так что у нас еще не самое плохое место было)))

Вот чего-то не помню, платили ли мы за вход на территорию. Но точно помню, что было место где продавались билетики для экскурсии внутрь помещений. Цена была достаточно приличная. За четверых что-то около 300+ грн выходило. Так что мы гуляли по территории и думали, стоит оно того или нет. Потом разделились по парам и пошли фоткаться.

Фоткались мы фоткались и вдруг мы с Кусей нашли потайной уголок с кованой калиткой. Подергали калитку — открыто! Дело в том, что на территории дворца проводились ремонтно-восстановительные работы, и ленивые рабочие, чтоб постоянно не открывать-закрывать дверь тупо оставили ее открытой. Эта калитка вела в тот двор, в котором собирались экскурсии для похода по резиденции. Причем билетный контроль стоял в арке перед входом в этот же самый двор, но с другой стороны. То есть выходит так, что раз мы уже во дворе, то мы прошли контроль :) Осталось дело за малым — дозвониться до пивичей и рассказать им как считерить — быстренько сюда пробраться, пока наш потайной ход не закрыли. У Андруши для экономии батарейки телефон ваще выключен, а в старый Наташин дозвониться можно было только раза с 18го, и то, когда Наташа стоит на холмике под вышкой с приемной антенной и держит телефон на вытянутой руке на цыпочках. Но нам повезло, связь была. В трубке услышали: вы деее?)))

Все же, если экскурсия (читай экскурсовод) не скучная, и информация хорошо преподносится, то такой поход становится гораздо интереснее. Так получилось и здесь. Вот я пытался оценить потом для себя ситуацию, как бы оно было в этих же покоях без экскурсовода. Ну да, диваны (твердые, кстати), ну да, ковры. Ага, пару манекенов, памятник (пушкину?), фонтан. Ну про фонтан я знал, а остальное было бы просто частями помещения. Но когда экскурсоводка это все описывает и рассказывает что там к чему, разбавляя свой рассказ всякими турецкими страстями и переживаниями — прямо как будто окунаешься в эту среду. В общем целом — зачот.

А фонтанчик слёз… Представлял себе его другим. Как минимум раза в 4 больше размером |-) Вот что значит фотографирование объектов без привязки к размерам даже ассоциативно! Но история фонтана суперская, еще раз убедился в необходимости экскурсовода!

Закончив экскурсию решили выйти через тот же «черный ход». Но не тут-то было! Закрыли! Так что нам реально повезло. Все будущие парковки по 20 грн окупились одним походом по дворцу :)

Тут же, рядышком в городе, находится пещерный монастырь и пещерный город. Там нас тоже пытаются остановить на пол-пути, но мы-то теперь ученые, и пробираемся с машинкой как можно ближе к подъему. Все, дальше уже толком не заедешь на низкой машине, и за те же 20 грн паркуемся у подножья подъема к Чуфут-Кале. Прогулка вверх достаточно долгая. Особенно она удлинилась из-за кучи лавочек со всякими безделушками по пути. Пивич в итоге сказал что он нервный и купил себе противонервную (успокоительную) подушечку. Мы ее потом все нюхали по очереди :-)

На каменистом подъеме видим отходящую в сторону тропинку: еще более крутую, еще более каменистую. Поток людей туда совсем не идет. Хм… Мы же не поток?! Сворачиваем, вскарабкиваемся по скользким валунам и попадаем на стариннейшее кладбище. 6й век вроде как. Интересные всякие пиктограммы на могильных камнях. Прошлись по захоронению, потом побродили по тропинке, но не найдя другого спуска вернулись прежним путем.

Поднявшись наверх полюбовались скандалом из-за денег и оплаты за вход, посмотрели как летит какая-то книжка «консьержки», поудивлялись как не свалилась вниз та женщина, которую эта билетерша толкнула в отместку за книжку. Заплатили тихонечко и пошли во внутрь.

Особенно мне запомнилась каменная мостовая, в которой за кучу столетий протерлась колея от повозок. Ну хз… сантиметров 20−30 глубиной. На следующей фотке ее немного видно, но тут она мелкая, ближе к воротам поглубже!

Побродили по «городу», полюбовались отличным видом с горы (обработанную картинку нагло стырил Бе-бе).

Подслушали историю про мавзолей в котором похоронена дочь золотоордынского хана. Все слушали, а пивич изучал наскальную живопись. Все пошли дальше, а пивич продолжал изучать наскальную живопись. Вернулись, начали изучать вместе. Самую древнюю надпись нашли датированную, кажется, началом 20го века. А прикольно же, вот портят люди стены, а через сотню лет оно уже вовсе не испорченной стеной кажется, а историей!

Все бы хорошо, но день уже подходил к концу и у всех начинал бурлить живот от голода, да еще и дождик решил попытаться начаться. Решено валить. Дорога вниз заняла на порядок меньше времени. Успели до закрытия забежать в храм (вырезанный в скале). Фоткать нельзя, попытался исподтишка, но там было темно. Не вышло. Прикольно, не обычно.

Преодолев остаток спуска мы добрались до мечты всех и вся — будка с шаурмой и хот догами!

Еда опять всех разморила, но ведь надо еще искать ночлег. Едем. Наташа как всегда задрыхла, а мы гоняем туда-сюда десятки километров в поисках «где бы переночевать». Те точки что были обозначены на КПК как-то совсем ночлегами не оказались. Стемнело. Пришлось импровизировать. Поехали спать на пляж.

В связи с тем что стемнело, люди с пляжа уже ушли, так что все было не так уж и плохо. Выбрали место (этот момент запомните хорошенько, в рассказе про следующий день будет об этом упомянуто). Быстренько расстелились, перекантовали сонную зомби-Наташу. Пивич положил себе под подушку топорик (наверное чтоб мягче было), кажется чем-то еще похрустел перед сном и мы все уставшие быстренько задрыхли.

p. s. Кстати, по поводу сна на пляже интересен еще тот момент, что морской бриз выдувал весь теплый воздух из палатки и там не было жарко!!!