Дед Мороз — персонаж русских легенд, являющийся детям под Новый год и дарящий подарки. Женат на Зиме-старухе. На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой. Собирательный образ Деда Мороза построен на основе библейского Святого Николая, а также древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он воровал детей и уносил их в мешке. В качестве «откупного» ему полагалось дарить подарки. Однако со временем — как это часто бывает — всё стало с ног на голову, и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР. Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, заменившего в атеистической идеологии наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.
Список различий между русским Дедом Морозом и западным Санта Клаусом:
Дед Мороз | Санта Клаус |
В старинной русской боярской шапке | В остроконечном колпаке |
В длинном тулупе до пят, обычно голубого либо серебристого цвета, но красный тоже допускается | В коротком полушубке исключительно красного цвета |
Штаны обычно спрятаны под шубой, их редко видят, но льняные штаны и рубашка у Деда Мороза белые, либо украшенные белым орнаментом | Короткие красные штанишки (кацавейки) |
Подпоясан широким поясом | Подпоясан ремнём с пряжкой |
Расшитые рукавицы | Прячет руки в тонкие белые перчатки, как у бильярдиста |
Без очков | Зачастую изображен с очками |
Опирается на длинный серебристый посох | Возможен посох католического епископа — с загнутым верхом |
Обут в валенки или сафьяновые сапоги | Обут в кожаные сапоги (обычно чёрные или жёлтые) |
Длинные густые седые и растрёпанные ветром борода и волосы. | Зачастую борода коротко подстрижена, а волосы кудрявые. |
Высокий, сильный, мощный. Большой (из-за одежды), но худощавый. | Достаточно низкий и с хорошо заметной полнотой. |
Приезжает на санях, в которые запряжена тройка лошадей | Путешествует по небу на санях, запряжённых оленями |
Родина Деда Мороза — Великий Устюг | Родина Санта Клауса — Лапландия |
Как правило, его сопровождает Снегурочка, являющаяся его внучкой | Как правило, приходит без сопровождения, хотя иногда его могут сопровождать гномы, эльфы и даже олень |
Входит через дверь и вручает подарки лично в руки — зачастую после того, как его три раза позовут дети; в ином случае — кладёт их под ёлку тайно в новогоднюю ночь | Забирается через трубу и рассовывает подарки по специально приготовленным для него носкам |
СнегурочкаОбраза Снегурочки не зафиксировано в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии